- Марон
- , Антон фон (Maron, Anton von) 1731, Вена — 1808, Рим. Австрийский живописец, работал в Австрии и Италии. Учился сначала у К. Нигхема (или Айгена) в Вене, продолжал художественное образование в 1755—1761 в Риме, обучаясь у А. Р. Менгса. Был женат на его сестре Терезе, художнице-миниатюристке. Помогал Менгсу в работе над росписями церкви Св. Эусебио в Риме, виллы кардинала Альбани (1761). Марон хорошо владел техникой фрески. Унаследовав манеру позднебарочной австрийской живописи, он трансформировал свой стиль в духе римского неоклассицизма. Писал станковые полотна и фрески на сюжеты из древней истории и мифологии, но главным образом был известен как портретист. В традиции неоклассицизма трактована художником сцена на сюжет из Энеиды Вергилия — Возвращение Ореста (1786, Хьюстон, Музей искусств). Фигуры сына Агамемнона — Ореста, Электры, Клитемнестры, Пилада изображены бурно жестикулирующими, на фоне статуи сидящего Аполлона, найденной в 1768 в Геркулануме. Эпизод из античной литературы, который любили изображать мастера барокко, Марон трактует по-новому, используя приемы неоклассицистической живописи, придавая фигурам сходство с античной скульптурой, четко выделяя центральную группу персонажей, строго организуя композицию. Для казино виллы Боргезе в 1784—1785 был создан цикл фресок со сценами из Энеиды. Сюжеты декоративных росписей художник часто повторял в маленьких станковых полотнах (Анхиз и Эней, Смерть Дидоны, Возвращение Ореста, все — 1787, Рим, галерея Боргезе), одним из заказчиков которых был кардинал Дориа. В 1784 стал членом Академии Св. Луки. После отъезда в 1781 А. Р. Менгса в Мадрид позиции Марона в Риме еще больше укрепились. О его славе портретиста свидетельствует тот факт, что П. Батони заказал ему в 1779 свой портрет и портрет жены. Сам Марон порой подражал Батони. Он любил изображать знатных заказчиков на фоне римского пейзажа, античных построек. Таков его Портрет Элизабет Харвей, четвертой маркизы Бристольской (1778, Вена, Музей истории искусства; 1779, частное собрание), Супруга известного деятеля католической ирландской церкви приближенного английского короля, изображена сидящей в кресле, в красивом наряде, отделанном черным кружевом. Темный фон портрета эффектно оттеняет изысканную красочность ее платья. В 1787 Марон исполнил Автопортрет (Флоренция, галерея Уффици), представив себя за работой в мастерской. В 1787—1794 им были написаны еще четыре автопортрета. Последний из них, датируемый 1794 (Берлин, Гос. музеи), самый удачный, в нем наиболее глубоко раскрыт характер художника. Среди работ Марона есть и парадные портреты, в которых прежде всего подчеркнуто аристократическое происхождение моделей, пышный антураж (серия портретов нобилей Генуи, 1791—1792; Дож Микеланджело Камбиазо, частное собрание). Марон после смерти А. Р. Менгса продолжал его работы. Издал с К. Бути гравюры с фресок виллы Негрони.Лит.: Roettgen S. Antonius de Maron, faciebat Romae: zum Werluv Anton von Marons in Rom // Osterreichisches Kunstler und Rom von Barock zur Secession. Wien, 1972.Е. Федотова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. Редактор Л. П. Анурова. 2006.